Архитектура Египта

Eгипeтскaя цивилизaция oтнoсится к сaмoй зaгaдoчнoй в мирe. Дo сиx пoр нe всe тaйны уникaльнoй стрaны рaскрыты. Истoрия Дрeвнeгo Eгиптa oxвaтывaeт нeскoлькo тысячeлeтий: oт 5 вeкa дo нaшeй эры дo 4 вeкa нaшeй эры. Зa этoт пeриoд сoздaнo бoльшoe кoличeствo уникaльныx aрxитeктурныx пaмятникoв, пoрaжaющиx свoим мнoгooбрaзиeм и тexникoй изгoтoвлeния. В ниx сoчeтaeтся глубoкoe мaстeрствo и вдoxнoвeниe.

Aрxитeктурa уникaльнoй цивилизaции oчeнь тeснo пeрeсeкaeтся с зaупoкoйным культoм. Пoэтoму ee твoрчeскиe изыскaния в бoльшинствe случaeв направлены в эту тематику.

Пирамиды – как символ загробного мира

Пирамида – классический образец архитектурного жанра Древнего Египта. С точки зрения уникальности большой интерес представляют пирамиды 4 династии: Хеопса, Хефрена и т.д. В основе построения было 2 элемента: квадратное основание и схождение всех сторон в одной точке. Представители древней цивилизации свято верили, что их жизнь тесно связана с фараоном. Поэтому он и олицетворял точку схождения. К нему велись все пути.

Следует отметить некую особенность, которой придерживались древние египтяне при соотношении массы и пространства. Как правило, погребальная камера, где размещался саркофаг с мумией, была небольшого размера. Однако к ней вело множество бесконечных коридоров и лабиринтов. Так что ее найти было не так уж просто. Данная особенность напрямую связана с религиозными убеждениями в стране. Таким образом, в древнеегипетской архитектуре сведен к минимуму пространственный элемент.

В 21 -18 вв. до нашей эры загробный архитектурный жанр несколько усложняется. Прежде всего, меняется местность их размещения. Теперь заупокойные храмы размещают не в долине Нила, а у подножия Ливийского нагорья. Теперь композиция храма становится более усложненной за счет появления двух горизонтальных террас, идущих к усыпальнице. За усыпальницей стали возводить открытый двор, окруженный колоннадой. Через него можно было попасть во 2 гипостильный зал и иные помещения, вырубленные прямо в скале. В качестве дополнительных элементов чаще всего использовались статуи фараона и сады с большими бассейнами. Основная особенность нового архитектурного жанра – захоронение отдельно от заупокойного храма. Теперь мумию стали прятать в тайнике, расположенном где-то в скале.

Следует отметить, что все изыски архитектурного стиля древние египтяне пытались передать с помощью оформления колонн. Очень часто их изображали в образе лотоса. С данным цветком у египтян связано много легенд. В литературных источниках можно встретить описание лотоса трех цветов: розового, белого и голубого. Самым ценным считался розовый лотос. Именно он олицетворял жизнь, любовь и воскрешение. По легенде бог солнца Ра родился из цветка лотоса.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса – единственное чудо, которое сохранилось до наших дней. Из-за ее огромных размеров, ее очень часто называют Большой пирамидой. В настоящее время она самый большой памятник культуры, возведенный в мире руками человека.

По подсчетам ученных, пирамида сложена из 2 300 000 огромных известковых глыб. Причем каждая деталь была четко отшлифована и весила приблизительно до нескольких тонн. Следует отметить о высоком профессионализме рабочей силы, трудившейся над ее возведением. Между глыбами нет практически свободного места, туда даже лезвия ножа не сможет поместиться. Таким образом, точности работы каменотесов и шлифовщиков стоит только удивляться.

По литературным источникам, чудом дошедших до наших времен, подготовительный этап длился около 10 лет. В него было вовлечено более 4000 человек. Затем 20 лет проводились строительные работы, в которых приняло участие более 100 000 человек.

Дворцы Ахетатона – образцы архитектуры Древнего Египта

К сожалению, данные памятники египетской культуры не смогли дойти до нашего поколения в своем первозданном виде. Судить об архитектуре построения можно лишь по произведенным раскопкам. Храмы были ориентированы с востока на запад, как и все египетские постройки. Их территория была обнесена высокими стенами. Очень часто вход в храм был представлен в виде пилона с мачтами. Однако в этих построениях можно заметить много новых особенностей, которые в основном связаны с необходимостью быстрой стройки. Храмы Ахетатона не имели колониальных залов, поэтому в них не было той монументальности, присущей египетскому стилю архитектуры. В постройке четко выражено чередование портиков и открытых дворцов. Такой архитектурный шедевр выглядит сухим и однообразным.

В основном все дворцы Ахетатона были воздвигнуты из кирпича и лишь двери были выполнены из камня. Главный дворец был разделен на 2 части: частную и официальную. В частной размещались жилые помещения, а в официальной – проходили торжественные церемонии и мероприятия. Обе части были соединены между собой специальным коридором. Примечательно, что во всех египетских постройках главный вход в помещение выполнен с северной стороны.

Раскопки дворцов Ахетатона познакомили мир с постройками египетской знати. Как правило, дом был построен в центре обнесенного участка. Его площадь в основном варьировалась от 70х55 м. Основной строительный материал дома – кирпич, двери изготавливались из камня. Жилых комнат в построении было не так уж и много. Обычно среднестатистический дом египетской знати включал спальню хозяина, несколько женских комнат, 2-3 комнаты приема знатных лиц и умывальню. Следует отметить, что окна в доме располагались практически под потолком. Поэтому центральная комната всегда была построена выше других. Стены и потолок были украшены росписью, чаще всего содержащей религиозный сюжет. Вокруг дома располагались дворы, сады с небольшими бассейнами.

Храм Амона

Храм Амона – главный архитектурный строительный объект в Фивах. Его возведение преследовало глубокий политический смысл. Он должен олицетворять священную силу жречества, а также неоспоримую власть новой династии фараонов. Поэтому размахи в масштабах строительства были по истине колоссальны. Следует отметить, что такие размахи в строительных работах присущи всей 19 династии фараонов, которые пытались таким образом затмить все построенное до них. Дополнительные детали отличались огромными размерами, а убранство храма – тяжелой пышностью. В храме насчитывалось 144 колонны, выполненные в различных жанрах. 12 колонн было выполнено в образе распускающегося папируса, обхватить который не могли сразу 5 человек.

Обрамление проходов в храм было выполнено в виде связок нераспустившихся стеблей. Над главным входом возвышался солнечный диск – символ бога Ра.

Следует отметить, что храм Амона был несколько перегружен в оформлении убранства. Массивные колонны располагались очень близко друг к другу, создавая эффект нагромождения. Рельефы и священные тексты покрывали не только стены, но и части колонн.

Храм Рамсеса 2

Рамсес 2 попытался оставить свой след во всей истории древнего государства. Однако с точки зрения архитектурного искусства большой популярностью пользуется храм, вырубленный в скалах Абу- Симбела. Фараон смог превзойти всех предшественников, которые пытались строить в этой местности.

Основная идея постройки – провозглашение могущества фараона Рамсеса. Поражает взор фасад здания. Он представляет собой огромную стену, впереди которой возвышаются 4 статуи фараона Рамсеса 2. Каждая статуя около 20 метров в высоту. Эти каменные исполины очень хорошо были видны египтянам, плывущим по Нилу, и олицетворяли непобедимую мощь фараона. В убранстве помещения все детали подчеркивали культ личности фараона. Над главным входом его имя было высечено иероглифами. Кроме того, в центральном зале наряду со статуями богов Птаха, Амона и Хармакиса возвышалась статуя Рамсесе. Таким образом, он олицетворял себя со сверхсилой и приравнивал к главным богам Египта. С этим залом связано немало таинственных загадок, которые только подогревали веру в Рамсеса как бога. 21 марта и 21 сентября луч солнца освещает плечо бога солнца Амона-Ра и Рамсеса. Затем он перемещается на Хармакиса и через полчаса исчезает совсем. Следует отметить, что солнечный луч никогда не освещал Птаха – бога тьмы.

Архитектура Древнего Египта – свидетельство высокого инженерного искусства народа на заре человеческой цивилизации. Все построения, дошедшие до наших времен, отличаются большим размахом строительных работ. Большой отпечаток на архитектурные сооружения в стране наложила религия. Многие памятники искусства носят чисто религиозную тематику, например: храм Амона и т.д. Наряду с провозглашением религии над жизнью народа в исторических постройках четко прослеживается тенденция возвышения культа личности правящих династий. Вера в загробное существование побудила к строительству пирамид- уникальных объектов истории. В настоящее время их рассматривают с точки зрения памятников, воплощающих бессмысленное насилие над жизнями рабов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.