Достопримечательности Египта — Александрийский Музей

Aлeксaндрийский Музeй (или Мусeйoн, грeч. muséion — xрaм или святилищe муз) — oдин из глaвныx цeнтрoв культурнoй и нaучнoй мысли aнтичнoгo мирa. Мусeйoн был сoздaн в 3 вeкe дo н.э. в Aлeксaндрии Eгипeтскoй. Oн являлся сoвoкупнoстью учeбныx и нaучныx учрeждeний, кудa вxoдили: Aлeксaндрийскaя библиoтeкa, Aлeксaндрийскaя шкoлa, aнaтoмичeский тeaтр, aстрoнoмичeскaя oбсeрвaтoрия и нeскoлькo другиx нaучныx учрeждeний.

Aлeксaндрийский Музeй принaдлeжaл гoсудaрству, сoдeржaлся нa гoсудaрствeнныe aссигнoвaния и нaxoдился пoд кoнтрoлeм у Птoлeмeeв. В Музee рaбoтaли и жили учeныe рaзныx oблaстeй нaук, приехавшие из разных стран Средиземноморья. Они находились на полном содержании сначала у Птолемеев, затем у римских императоров. За все время существования музея были достигнуты большие успехи в медицине, математике, естествознании, астрономии, философии, географии, грамматике и филологии. В период римского правления интерес к музею падает и к концу 4 века он прекратил свое существование.

Точное расположение Александрийского Мусейона подлинно неизвестно, но по самому вероятному предположению он был расположен к юго-западу от Восточной гавани.

Но согласно Страбону, музей был составляющей частью дворцового района. В соответствии с трудом древнего географа можно привести полностью соответствующее местоположение и устройство Мусейона в Александрии. Вот что пишет Страбон «Мусейон, также является частью помещений царских дворцов; он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне. Эта коллегия ученых имеет не только общее имущество, но и жреца-правителя Мусейона, который прежде назначался царями, а теперь — Цезарем» (Strab., XVII, 1, 8, p.793-794).

Из этого следует, что главными и наиболее значимыми строениями Музея были экседра, перипатос и большой дом, вмещающий в себя трапезную для ученых, которые здесь работали и проживали. Экседра была местом проведения диспутов и преподавания, с боковой стороны она открывалась во двор с колоннами. Аллея, засаженная деревьями, другими словами перипатос, служила в наибольшей степени местом общения, проведения бесед.

Однозначно, там был и алтарь для Муз, помещение для библиотеки, помещение для инвентаря, свои механические мастерские, зоологический и ботанический сады, однако об этом нигде не упоминается.

Каллимах упоминал о лесхе (клуб, здание для собеседований, собраний), однако не известно была ли она самостоятельным строением либо однотипна с экседрой.

Труды множества античных авторов воссоздают живописную картину жизни Александрии — столицы эллинистического мира, египетской эпохи и самого величайшего научного центра — Мусейона искусств, благодаря которому образовалась античная александрийская культура. Процветание этой культуры пришлось на период правления первых трех Птолемеев.

Философ Деметрий Фалерский, правитель изгнанный афинянами, направился в Александрию. Деметрий приготовил план для Птолемея, ведь Птолемей творил историю не только мечом, но и пером, он написал исторический труд «История Александра». Философ предложил создать величайший центр искусства, культуры и науки, назвав его Мусейон – Храм Муз. В этом храме собрать все имеющие значение рукописи, пригласить ученых, которые бы их изучали, приумножали и охраняли. А государство взяло бы на себя их полное содержание.

Птолемей был одним из немногих правителей в истории, который понимал, что наука может приносить больше славы, еже ли война. Птолемею I Сотеру эта идея Деметрия понравилась. Он был человеком, слово которого не расходилось с делом, и вот уже в 307 г до н.э. Александрийский Музей был церемониально открыт. Философ Деметрий Фалерский стал его руководителем.

В Музей начали собираться редчайшие и ценнейшие рукописи и труды со всего эллинского мира. В след за ними стали приезжать величайшие представители эллинской науки и культуры.

Александрийский Музей достиг апогея своей славы при Птолемее III Эвергете, у него было два увлечения: охотиться на слонов и коллекционировать рукописи. Он принял решение собрать в Музее и своей библиотеки практически все, что представляло, какую либо ценность и было написано по-гречески. Эвергет, не жалея денег, скупал редчайшие рукописи. Оригинальными и порой хитрыми способами он собрал для Александрийского Музея более 200 000 свитков, эту работу продолжили его потомки.

В Александрийском Музее оказалась и Пергаментная библиотека Атталидов. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в Музее насчитывалось более 700 000 рукописей. Естественно, среди этих рукописей было сотни, а может и тысячи дубликатов, т.к. переписка редчайших трудов была одним из главных дел, тех, кто работал в библиотеке. С помощью копий, распространенных из Александрии по всему античному миру, до нас дошли многие произведения греческой литературы.

Ученые, работавшие в Музее, получали приличную оплату, пропитание, а также жилье (либо в городе, либо прямо в Мусейоне, по желанию). Они занимались: историей, философией, географией, физикой, астрономией, математикой, медициной, поэзией, литературной критикой. Также Музей посещали и ученые, приезжавшие из других стран.

После Деметрия Фалерского руководство Александрийским Музеем перешло поэту Каллимаху. Он был известен не только, как великий поэт, но и как ученый. Во время его работы в Мусейоне, он написал 120 томную энциклопедию – «Каталог Александрийской библиотеки». Она стала первой литературной энциклопедией.

При Птолемее VIII Эвергете II обозначился глубокий спад Мусейона: всех выдающихся ученых побудило к бегству в Афины, на Родос, в Пергам и другие места преследование царем единомышленников его племянника Евпатора. Для того чтобы Музей приобрел прежний статус, царь одно время назначил главой библиотеки своего офицера Кидаса, также были приглашен новый состав ученых, но все это не помогло, Мусейон уже больше никогда не достигал прежнего значения.

После того как Октавиан Август получил абсолютную власть над Египтом, ему досталась и Александрия с ее Музеем, часть уцелевших от пожара рукописей он впоследствии поместил в Серапейон. Вслед за Августом заботу о Мусейоне взяли на себя римские императоры, правда, несколько своеобразным способом. При них научный характер Музея постепенно отодвинулся на последнее место, лишь некоторые области науки продолжили свое самостоятельное развитие, например, естествознание, математика, медицина. Александрийский Мусейон стал общеобразовательным учреждением, более схожим с современными институтами. В Музей стремилась попасть молодежь со всех уголков римской империи. Здесь процветали занятия философией, филологией, математикой, астрономией, географией, медициной.

После того как императором стал Каракалла Александрийский Музей сильно пострадал, ведь из него были изгнаны все философы (последователи Аристотеля), а саму Александрию он отдал на разграбление солдатам. После кончины Каракаллы философы вернулись в Мусейон, и все занятия были восстановлены.

Во время правления императора Аврелиана главные здания Музея (в Брухейоне) были снесены, однако занятия проводились (вероятнее всего в Серапейоне). Главным значением Мусейона тогда состояло в его частичном воздействии на преподавателей христианской церкви Александрии.

На протяжении всего своего существования Мусейон оставался языческим учреждением и был полностью разрушен при Феодосии I, который вынес распоряжение о разрушении всех языческих святынь и запрещении языческих культов. Тогда же христианами был разгромлен и Серапейон, на месте, которого они построили христианскую церковь. Последним ученым Александрийского Музея был Феофан.

В настоящее время в Египте строится план о возрождении Александрийской библиотеки. Многие архитекторы из разных стран предоставляли свои проекты, из 1400 работ комиссия выбрала норвежскую. В 1988 заложили первый камень новой Александрийской Библиотеки. Место закладки выбрали не случайно, ведь именно там были сделаны археологические раскопки, где были обнаружены водопровод, найдены следы трех статуй и площадка, выложенная мозаикой.

Согласно проекту новая библиотека должна будет стать зданием, диаметром 60 метров со срезом, обращенная в сторону к морю. Оно должно будет воплощать в себе солнечный диск, так как именно Солнцу всегда покланялись в Египте.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.