Достопримечательности Египта — Большой Сфинкс

Бoльшoй Сфинкс, рaспoлoжeнный нa зaпaднoм бeрeгу Нилa в Гизe являeтся дрeвнeйшeй из сoxрaнившиxся нa плaнeтe скульптур мoнумeнтaльнoгo рaзмaxa. Изгoтoвлeннoму из мoнoлитнoгo извeсткoвoгo мaссивa скaлы в видe кoлoссaльнoгo сфинксa — лeжaщeму нa пeскe льву, лицeвaя чaсть кoтoрoгo имeeт пo прeдaнию пoртрeтную сxoжeсть с изoбрaжeниями фaрaoнa Xeфрeнa (oк. 2575—2465 гг. дo н. э.), o чeм свидeтeльствуeт близoсть eгo пoгрeбaльнoй пирaмиды. В длину скульптурa — 73 мeтрa, в высoту — 20 мeтрoв; прoстрaнствo мeжду пeрeдними лaпaми кoгдa-тo испoльзoвaлoсь для нeбoльшoгo святилищa. Вeличeствeннaя стaтуя с человеческой головой и львиным телом ориентирована в восточном направлении вдоль тридцатой параллели.

В течение десятков столетий Сфинкс подвергался неоднократному заносу песчаными массами, но фараоны в своем большинстве считали своей священной обязанностью перед предками не допускать предание его забвению песочных бурь. Сохранившаяся до наших дней памятная таблица фараона Тутмоса IV свидетельствующая об этом, и сейчас красуется у передних лап Сфинкса.

Нередко египетская мифология представляет льва как хранителя культовых и священных мест. Львами охранялись врата загробного мира, они же исполняли роль хранителей горизонтов запада и востока. Согласно преданиям древних египтян отправной точкой пути солнца страною мертвых являлась пасть западного льва, а конечным пунктом был восточный лев, через пасть которого обновленное и омоложенное светило вновь попадало в мир людей. Очертания львиных фигур символизировали восточные и западные горные массивы страны, которые нередко трактовали как связь между прошлым и будущим.

Таким образом, устанавливалась взаимосвязь между львиным образом и богом Солнца, потому Сфинкс создан с человеческой головой, имеющей сходные с лицом фараона чертами лица, божьего сына, который, умерев, сам перевоплощался в бога Солнца. Величественных размеров скульптура Сфинкса в Гизе охраняла спокойствие мира мертвых, во времена Древнего царства он считался земной интерпретацией бога Солнца и Гелиополя — Атума. В период нового царства Сфинкс отождествлялся с воплощением бога Солнца — Ра.

Загадка сооружения Сфинкса не оставляет в покое людей ничуть не меньше загадочность сооружения пирамид. Нынешние специалисты по египетской истории утверждают, что появление Сфинкса имеет смысл датировать эпохой IV династии. При этом в текстах Древнего царства отсутствуют какие-либо упоминания о нем. Чем же руководствуются нынешние корифеи египтологии, продолжая отождествлять Сфинкса с Хафрой и настаивать, что «[его] датирование периодом IV династии Древнего царства… более не подлежит сомнению»?

Одной из причин этих утверждений является слог, который высечен на поверхности гранитной стелы, расположенной между передними лапами скульптуры, и трактующийся доказательством того, что Сфинкс воздвигнул Хафра.

Не являясь современницей монумента, стела на века служит напоминанием о героических усилиях фараона Тутмоса IV (1401-1391 годы до н.э.) при очередном избавлении Сфинкса от песчаного плена, и описывает исполненный в виде львиного туловища монумент как воплощение «величественной магической силы, существовавшей в этом месте с начала всех времен». В 13-ой строке надписи высечен первый слог имени Хафра — Хаф.

Наличие этого слога, со слов сэра Э.А.Уоллиса Баджа, «очень важно, т.к. является доказательством того, что жречество Гелиополиса, рекомендовавшее Тутмосу заняться расчисткой Сфинкса от песка, свято верили, что монумент задуман и воздвигнут Хафрой…» Но в самом ли деле слог Хаф является тому доказательством?

При открытии стелы генуэзским искателем приключений Джанбаттистой Кавилья в 1817 году, в строке 13, которая в нынешнее время абсолютно стёрта, было уже достаточно повреждений. Факт существования этой строки известен нам лишь потому, что сразу после окончания раскопок филолог из Англии Томас Янг, ведущий специалист расшифровки древнеегипетских иероглифов, оказался в состоянии изготовить факсимиле надписи. Осуществленный им перевод интересуемой всех строки 13 озвучивает следующее: «дары, которые мы несем ему: быки… и все молодые овощи; и тот, кого мы будем славить… Хаф… статуя, сделанная во имя Атум-Хор-эм-Акета…»

Предполагая, что Хаф — это часть имени Хафра, ученый прибавил к нему слог, заключенный в квадратные скобки, чтобы показать заполненный им пробел. Но в 1905 году египтолог из Америки Джеймс Генри Брэстед, занимавшийся изучением факсимиле Янга, пришел к выводу, что была допущена ошибка: «Аспект упоминания царя Хафры был воспринят как указатель того, что Сфинкс является плодом творения рук этого царя, что необоснованно; факсимиле Янга не содержит и намека на картуш…»

Дело в том, что все надписи Древнего Египта, от самого начала и до окончания цивилизации фараонов, царские имена всегда размещались в овальных рамках — картушах. В связи с этим крайне сложно понять, каким образом на поверхности гранитной стелы имя столь исторически значимой фигуры, как Хафра — впрочем, как и любого другого властителя — могло появится без положенного картуша.

Со стороны может показаться, что засыпать такую монументальную статую как Сфинкс трудно, однако рекогносцировка на местности позволяет оценить реальные перспективы песчаных заносов в первую очередь потому, что его расположение у подножия холма с пирамидами может способствовать этому процессу. Тут есть смысл отметить, что плато Гизе является каменистой пустошью, а не привычной в нашем понимании пустыней с барханами песка, что гораздо больше напоминает карьер известняка, для заноса которого необходимо не одно десятилетие.

По сведениям почерпнутым из текста той же стелы, Сфинкс неоднократно бывал не только засыпан, но и реставрирован. «Однажды, являясь одним из претендентов на трон, Тутмос охотился в непосредственной близости пирамид. Утомившись, он заснул полуденным сном в тени скалы-монолита, и в сновидениях ему явился бог Хармахис, в обличии Сфинкса, и потребовал раскопать его тело, придавленное песками. А в качестве бонуса им была обещана двойная корона Египта — то есть, верховное владение Верхним и Нижним Египтом.

По всей видимости, будущий фараон испытывал какие-то сомнения в коронации, и он вполне мог поклясться исполнением воли бога, чтобы быть уверенным на все сто. После того как Тутмос IV стал фараоном, он сдержал данную Хармахису клятву. При его живейшем участии Сфинкса откопали. Были обнаружены отколовшиеся части головы. Эти фрагменты располагались на земле, засыпанные слоем песка. Скорее всего, голову статуи Сфинкса в целях упрощения работ по восстановлению облика монумента пришлось распиливать на несколько крупных блоков и водружать их на место по частям. Остается догадываться, что и другие значимые детали головы Сфинкса: царская корона, змеиная голова, божественная бородка и праздничный плат – были также подвергнуты реставрации»

Используя эхолокаторы, японский ученый Сакуджи Иошимура в 1988 году выяснил, что обработанный камень статуи Сфинкса намного древнее блоков пирамид. Следует подчеркнуть, что древнее сам материал монумента. Сопутствующий результат исследования был ещё более ошеломляющим: электронная аппаратура обнаружила под основанием левой лапы каменной скульптуры наличие узкого тоннеля, ведущего по направлению к пирамиде Хефрена. Тоннель берет свое начало на глубине двух метров и имеет наклонность к углублению. Отследить дальнейшее его направление пока не представляется возможным, но профессор Иошимура настойчиво работает над созданием устройства нового поколения, разрабатываемого специально в целях изучения этого подземного лабиринта.

Дальнейшие исследования пространства между лапами и боковой стороны статуи свидетельствуют о том, что в этом пространстве существует полость прямоугольной формы размером 9 х 12 метров при глубине залегания менее пяти метров, что позволяет предположить о рукотворности её создания.

Принимая во внимание изложенное последовательность развития событий можно подытожить следующим сценарием. В районе 12,5 тыс. лет назад неизвестные зодчие соорудили комплекс пирамид, зашифровав в его планировке соединение трех планет Солнечной системы, а в ориентации Сфинкса – дату, когда оно состоялось. Неумолимый бег времени разрушил пирамиды, но Сфинкс, высеченный из монолитной глыбы известняка и, вероятно, засыпанный песком, устоял. Вероятно, и Сфинкс был подвержен реставрации: возможно, что изначально монумент изображал обычного льва, а голову человека схожего на голову фараона Хефрена была приделана при его же правлении.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.