Мифы и легенды древнего Египта

Мифы и лeгeнды дрeвнeгo, пoкрытoгo тaйнaми и зaгaдкaми Eгиптa буквaльнo пoрaжaют, вeдь oни являются сaмыми крaсoчными и нeoбычными зa всю истoрию сущeствoвaния бoльшoгo кoличeствa дрeвниx цивилизaций.

Мы рaссмoтрим сaмыe извeстныx из ниx в дaннoй стaтьe.

Экскурс в истoрию.

В Дрeвнeм Eгиптe люди пoклoнялись oднoму цeнтрaльнoму бoжeству, и, вмeстe с тeм, признaвaлoсь тaкжe сущeствoвaниe другиx бoгoв, кoтoрыx пoчитaли и кoтoрым пoклoнялись. Тaким oбрaзoм, дрeвнeeгипeтскую рeлигию мoжнo нaзвaть пoлитeистичeскoй.

В сaмoм нaчaлe зaрoждeния рeлигии, пeрвoбытныe плeмeнa, нaсeлявшиe зeмли Дрeвнeгo Eгиптa, прaктичeски вo всex прирoдныx явлeнияx и зeмныx aнoмaлияx видeли нeкoe свeрxъeстeствeннoe, мoгущeствeннoe прoявлeниe нeвeдoмыx им сил.

Цeнтрaльнoe мeстo в жизни древних египтян, что с тех пор практически и не изменилось, занимал Нил. Река, приносящая богатый урожай благодаря своим разливам и порой — настоящие бедствия в виде наводнений, — была почитаема до такой степени, что можно смело причислить ее к разряду божеств Древнего Египта.

В возникающих первых поселениях стали появляться свои собственные божества, которые могли кардинально различаться на разной местности, или же иметь что-то общее. Чаще всего такие божества изображались в виде животных и имели название «тотем».

Поклонение животным.

Нужно отметить, что хоть многие, если не все, боги изображались в облике того или иного животного, сами животные богами при этом не считались, и им никто не поклонялся. Бывали, конечно, редкие случаи полного отождествления животного с богом, но это единичные варианты, и мы не будем заострять на них внимание.

Как уже было написано выше, божества могли различаться на разных территориях. Получившими самое широкое распространение были культы быка, ибиса, коршуна, кошки, крокодила и жука-скарабея. Нередко бывало так, что животное, считавшееся священным в одной области, не являлось таковым в другой. Порой это приводило к столкновениям между жителями и даже убийствам на религиозной почве. Однако были негласные правила — на ибиса и коршуна охота была запрещена всегда и везде, вне зависимости от территории и поклонения. Львы же были в безопасности лишь в дни праздника богини Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их развелось слишком много, и они начинали представлять угрозу для населения и скота.

Сотворение мира.

В египетской мифологии не было единого представления о сотворении мира, поэтому мы имеем дело с несколькими позициями на этот счет.

По одной из точек зрения, согласно культу Солнца, в центр мироздания возводился бог Ра, считавшегося отцом-прародителем всех прочих богов. Именно он и еще восемь его потомков составляли так называемую эннеаду Гелиополиса. Родоначальником всего живого в египетской религии считался бог Атум. Он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. У Шу и Тефнут было двое детей — Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. От Геба и Нуты произошли такие боги, как Осирис, Исида, Сет и Нефтида, которые изображали плодородные земли вокруг Нила и пустыни, приносящие лишь засухи и неурожаи.

По другой версии, мир произошел от восьми божественных созданий — четырех богов и четырех богинь, так называемой огдоады. Нун и Наунет соответствуют первозданным водам, Ху и Хаухет олицетворяют бесконечное пространство. Третья пара богов — Кук и Каукет — отвечали за вечную тьму. Четвёртая пара много раз менялась. Считается, что последняя пара богов — это Амон и Амаунет. Они олицетворяли собой невидимость и воздух. Все эти божества были родителями бога солнца.

Вторая версия сотворения мира появилась в Мемфисе. Согласно ей, центральное место занимал бог Пта — это покровитель ремесел, строителей и самого Мемфиса. Эта версия во многом перекликается с первой, но учит, что Пта — предшественник бога солнца. Пта создал бога солнца благодаря своему сердцу и речи.

Боги древнего пантеона.

Центральное место занимал бог Ра. Он считался богом солнца и света, всего живого на планете. Согласно легенде, Ра каждый день плыл по небесам на свой лодке и приносил свет на землю. Вечером же бог спускался в подземный мир, где боролся с силами тьмы. Добро всегда побеждает зло, а свет всегда побеждает тьму — такова основная мысль теологии древних египтян. Поэтому Ра всегда побеждал и каждое утро снова озарял небосвод. Изображается бог Ра обычно в виде человека с головой сокола и солнечным нимбом над головой.

Обычно богу солнца и света Ра противопоставляется бог тьмы и подземного царства Анубис. Младенца Анубиса Нефтида спрятала от своего мужа Сета в болотах Нила. Там его нашла и воспитала Исида (Изида).

Позднее Сет подло убивает Осириса. Анубис, чтя Осириса как своего отца, заворачивает его мертвое тело в полосы ткани, пропитанные специальным составом, и тщательно бережет. Таким образом, получается, что Анубис создал первую мумию. Именно поэтому его и считают богом мёртвых и основателем обряда бальзамирования. Анубиса изображают в виде шакала или же человека с головой шакала.

Только не думайте, что самое страшный и вселяющий ужас на египтян бог — это бог смерти. Это ошибочное мнение. Попробуйте хоть на минуту представить себе ужасающего демона, чей облик сочетает в себе льва и бегемота и имеет голову крокодила. Это Аммит — демон-пожиратель умерших. Аммит ждала на выходе из дворца Справедливости, пока на Великих весах взвешивали перо Маат и сердце только что умершего человека. Маат в египетской мифологии считалась богиней истины и правосудия.

Поскольку древние египтяне свято верили, что каждый усопший должен был предстать перед судом и признать себя невиновным или виновным в грехах, то существовал следующий ритуал. Душа умершего взвешивалась на чашах весов вместе со страусиным пером богини Маат. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», то есть был чист и безгрешен, то он оживал для счастливой жизни на полях рая. Если чаши весов склонялись в сторону греха, лжи и неблагочестивой жизни, жестокий демон просто рвал на куски и съедал умершего, проклиная его.

Если продолжать разговор о зле, то нельзя не сказать о боге Сете. Сет — это олицетворение всего разрушительного, уничтожающего все живое, самого зла. В мифологии Египта Сет изображается в виде худого человека с ослиной головой.

Очень важное значение для египтологии имеет пара богов Осирис (Озирис) и Исида (Изида). Осирис для египтян — олицетворение самой природы, всей растительности. Считается, что он научил египтян земледелию, виноделию, добыче и обработке руды, медицине и строительству. А его жена Исида являлась символом верности семьи и хранительницы домашнего очага. Имена этих двух богов стали символами самого дорогого для человека, и легенды о них дошли до наших дней в практически неизменном виде, что делает Исиду и Осириса почитаемыми даже в современности.

Погребальный культ.

Одной из важнейших составляющих погребального культа является бальзамирование тела покойного. Самые первые мумии просто были обработаны сохраняющими от тления веществами и обернуты в несколько слоев ткани. Позже мумифицировать стали несколько иначе: через разрез на теле удаляли все внутренности, оставляя на месте только сердце. Образовавшееся пустое место заполняли тканью и специальными благовониями. Сама мумия укладывалась в вытянутом положении.

И, наконец, египтяне научились делать мумии, которые долго сохранялись, и саркофаги для них. Процесс создания мумии снова претерпел изменения. На коже умершего делались надрезы; в них аккуратно закладывали песок и глину, чтобы тело умершего не теряло своих форм. Кожа подкрашивалась красной охрой, создавая тем самым иллюзию естественной окраски кожи. Чтобы умерший максимально был похож на живого человека, ему подкрашивали губы красным цветом, вставляли искусственные глаза, надевали парики… Само тело туго пеленали в ткани со сложным, многоцветным и красочным узором. Чем богаче был человек, тем дороже была ткань, покрывавшая его усопшее тело. Мумия осторожно размещалась в вертикальном или горизонтальном положении в деревянный саркофаг, сделанный в виде человеческого тела.

Погребальный культ древних египтян заключал в себе огромное количество составляющих, помимо всевозможных обрядов и ритуалов. Последним составляющим являлось само место захоронения человека, для фараонов и знати — это были пирамиды и гробницы, о которых мы сейчас и поговорим.

Пирамиды.

Пирамиды Египта — это уникальный памятник архитектуры, которые сохранился до наших дней благодаря неизвестным строителям, сумевшим построить эти сооружения настолько прочными, что никакие природные катаклизмы и войны не смогли их разрушить. Загадка пирамид не разгадана по сей день: ученые не могут точно сказать ни о том, кто их строил, ни о том, как их строили.

Пирамиды были лишь частью ритуально-погребального комплекса. Обязательным считалось возведение рядом с пирамидой двух храмов. Один храм обычно располагался ниже, другой — гораздо выше. Пирамиды и храмы были соединены между собой аллеями. Внутреннее устройство пирамид подразумевало обязательное наличие камеры, где и находился саркофаг с мумией, и прорубленных ходов к этой камере — для поклонения умершему. Иногда в этой камере размещались религиозные тексты.

Согласно царскому похоронному ритуалу, процессия с останками фараона, в последний раз пронеся тело фараона по дворцу, направлялась к Нилу. На ладьях тело переправляли в нижний храм. После поминальных речей в храме, участники погребения перемещались в верхний храм. В верхнем храме было обязательно наличие большого коридора, центрального двора и ниши, где располагалась статуя фараона. Во дворе находилось помещение для молитв и место для жертвоприношений. Рядом с верхним храмом находилась пирамида. После помещения тела усопшего в пирамиду вход в погребальную камеру тщательнейшим образом замуровывался.

У подножия усыпальницы фараона обычно приближенных, влиятельных чиновников и лиц, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни, и чья близость могла быть ему приятна в загробном мире. Для чиновников возможность быть погребенными рядом с фараоном, безусловно, была наивысшей честью. Ведь для них фараон, как при жизни, так и после смерти, являлся богом.

Заключение.

Египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов. Все мифы построены на символике и имеют глубокий философский и психологический подтекст.

Богатейшая мифология Древнего Египта давно привлекает к себе внимание, представляя собой огромный и невероятно ценный пласт культуры всего человечества.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.