Религия древнего Египта

Рeлигия дрeвнeгo Eгиптa привлeкaлa к сeбe внимaниe цивилизoвaннoгo мирa вo всe врeмeнa. Пo сeй дeнь мнoгиe aспeкты истoрии дрeвнeeгипeтскoй рeлигии oстaются зaгaдкoй, пoскoльку сoxрaнилoсь нe тaк уж много источников древнего периода. Имеющиеся сведения зачастую противоречивы и являются результатом смешения верований различных местностей и времен.

Возникновение и эволюция религии древнего Египта.

Религия древнего Египта, как и любая другая религия, есть не что иное, как отражение в умах людей внешних сил и природных явлений, которые не могут быть ими объяснены. Племена древних египтян поклонялись таинственным силам природы, небесным телам, животным, т.е. самыми ранними формами древнеегипетской религии были фетишизм (почитание предметов и вещей, которым приписывали сверхъестественные способности) и тотемизм (обожествление животных).

Тотемизм в последующем переродился в культ животных. В династическом Египте происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества с частью тела животного.

Поскольку скотоводство занимало значимое место в жизни древних египтян, распространено было обожествление крупного домашнего рогатого скота. Во времена первой династии поклонялись быку Апису. О том насколько был развит этот культ, свидетельствуют раскопки некрополя в Мемфисе с подземным захоронением мумий 64 быков с памятными стелами. Апису поклонялись не только во всем древнем Египте, но и в Персии и Древнем Риме. Кроме Аписа были другие обожествляемые быки – Мневис, Бухис, поклонялись также коровам и баранам.

Очень распространен в долине Нила был культ крокодила – бога Себека. Любой египтянин в повседневной жизни мог стать жертвой крокодила, поэтому его остерегались и боялись. С другой стороны, крокодил служил амулетом, оберегающим от злых сил.

Большую популярность получил культ сокола, или иногда ястреба, олицетворявший бога Хора. За убийство священной плицы полагалась смертная казнь. Также в древнем Египте почитались другие птицы – коршун и ибис.

Широко распространен был культ кошки. Существовало поверье о вселении в кошек духов джиннов.

Лев также почитался и в Верхнем, и в Нижнем Египте. Поклонялись более 60 богам и богинь в образе льва. Храмы поклонения львам строились в пустыне, чтобы путники с караванами и охотники могли молиться и приносить жертвы хищникам, дабы умилостивить их. Нельзя не упомянуть и о сфинксах с туловищем льва и головой барана или сокола.

Большую роль в религии древних египтян играли змеи, так как считались самыми таинственными и опасными. Короны фараонов украшали изображением змеи для защиты от врагов.

Олицетворением жизни и само возрождения являлся жук скоробей – Хепри.

Культы других животных были менее популярны. В разных областях поклонялись гиппопотаму, лягушке, скорпиону и даже рыбам.

Кроме того в воображении древних египтян жили и несуществующие фантастические животные. Они олицетворяли злых демонов пустыни.

Божественное объяснение происхождения мира в древнем Египте.

Божества в древнем Египте были как общеизвестные, так и относящиеся к какой-либо определенной местности. Тем не мене, религия была одна. Жрецы нескольких крупных религиозных центров – Гелиополиса, Мемфиса, Фив, Гермополиса пытались упорядочить такое множество богов и взаимоотношения между ними.

Наиболее разработанной была гелиопольская система сотворения мира, объясняющая появление человека и всего, что его окружает. Согласно версии жрецов Гелиополиса. Изначально был бескрайний водный хаос в лице бога Нут. Из него сам по себе возник Атум, олицетворявший бога солнца Ра, и встал на созданный им холм Бен-Бен. Затем Атум создал первую пару богов – влагу Тефнут и воздух Шу. У них родились сын Геб – земля и дочь Нут – небо, которые изначально были слиты воедино. Затем Шу разъединил небо от земли, подняв Нут высоко вверх. Нут произвела на свет Осириса (бога земледелия), Исиду (покровительницу семьи, верности и любви), Сета (злого божества) и Нефтиду (покровительницу мертвых). Эти девять первых древнейших богов составили Энеаду и явились создателями остальных богов и людей.

По версии происхождения вселенной жрецов из Гермополиса основополагающей была восьмерка богов, которые стали родителями бога солнца Ра.

В Мемфисе главным богом и центром сотворения мира был бог Пта. Отличие мемфисской теологии от других было в том, что мир богов и людей Пта создал посредством воли и слова.

Появлению самого человека уделялось не так много внимания. По одной из версий человечество появилось из слез бога солнца Ра (Атума). Другая теория творцом людей объявила бога-гончара Хнум, который вылепил человека из глины.

Одним из важнейших пластов древнеегипетской религии были земледельческие мифы и обряды. Центральной фигурой в этих верованиях выступал бог Осирис. Каждый год египтяне отмечали смерть и воскресение Осириса, проводя ритуал пахоты, посева зерна и роста колосьев. Т.о. Осирис выступал олицетворением хлеба.

Согласно дошедшей до нас легенде, Осирис был правителем Египта. Его брат Сет предательски убил Осириса, разрубил его тело на куски и разбросал по всей стране. Жена Осириса богиня Исида нашла и собрала тело мужа и родила от него бога Гора. Когда Гор вырос, он отомстил за смерть своего отца, убив Сета, отвоевал трон и восстановил порядок в Египте. Гор воскресил Осириса и тот стал правителем в загробном мире.

Обожествление людей в древнем Египте.

После Гора на земле стали править его преемники – фараоны, чья роль в египетском обществе неразрывно связана с религией. Египтяне свято верили в божественность своих царей. В мифах богов создавали по образу и подобию земных царей. Бог Тот дал наказ египтянам заботится о фараонах и во всем им подчиняться, ведь они поддерживают мир и порядок, определенный богиней Маат.

Боги даровали фараонам долголетие, процветание страны, благополучие, а цари, в свою очередь, должны были соблюдать культ, строить храмы и быть посредником между людьми и богами. Фараон единственный, кто имел доступ к богам, от его имени приносились жертвоприношения богам.

Фараон подобно Осирису был олицетворение плодородия земли. Перед началом разлива Нила фараоны совершали обряд, во время которого в реку бросался свиток с повелением реке разлиться, срезал первый колос во время жатвы и приносил жертву богине урожая Рененутет.

Все священные обряды усиливали веру египтян в божественное происхождение своих царей и побуждали безоговорочному повиновению и покорности. После смерти фараонов, их причисляли к богам.

Фараоны воздвигали великолепные храмы в честь богов, жречество которых имело большое значение в государственных делах. Масштабы и величие таких храмов как в Карнаке и Луксоре трудно передать словами. Немалую роль играли и обелиски – так называемые солнечные храмы. Для обеспечения вечной загробной жизни каждый фараон строил пирамиды, гробницы и мастабы.

Погребальный культ в древнем Египте.

Согласно древнеегипетским религиозным верованиям любой египтянин после смерти продолжает жить в загробном мире. Благодаря такому мировоззрению широкое развитие получил погребальный культ.

По мнению древних жителей Египта после смерти человека, умирает только тело. При этом продолжают существовать его другие сущности: душа Ба, улетающая птицей на небо, имя Рен, необходимое для представления богам, и невидимая тень человека Ка – двойник, продолжающий жить и связанный с телом. Для обеспечения загробной жизни необходимо было сохранить тело, подвергнув его мумификации, снабдить покойника всем необходимым, построив гробницы и оставив в них дары и жертвы, а также провести определенные магические ритуалы. Забота живых об умерших – это и было заупокойным культом в древнем Египте.

По преданиям после смерти душа отправлялась в опасный путь по загробному царству Дуат, где правил бог Осирис. Подобный путь совершал в мифах бог солнца Ра на своей ладье, каждую ночь сходя в темную страну на западе. Осирис с помощью бога Тота и богини правосудия Маат вершил суд над умершими, взвешивая их сердца. Грешника бросали на съедение в пасть чудовища Амт. Те, кто вел праведную жизнь, попадал на поля Иалу, где продолжал счастливую беззаботную жизнь.

Заключение

Религиозное мышление жителей древнего Египта выражалось в многочисленных мифах и религиозных памятниках, правда в своем большинстве оно опиралось на взгляды жрецов и господствующего класса. Основополагающим моментом было убеждение о том, что все происходящее на земле является отражением жизни богов.

Начиная с объяснения непонятных первобытному египтянину вещей и явлений, религия древнего Египта, в конечном счете, стала служить мощным инструментом управления и безоговорочного подчинения правящим фараонам.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.